R.tester, тест записи

Сегодня мы попробуем продиагностировать жесткий диск Seagate.

v21_Pic01

Запускаем Toolbox → CERT Tool Lite.

v21_Pic02

Добавляем Task по-умолчанию и запускаем.

v21_Pic03

Посмотрим в каком состоянии у нас находится диск. Прошло немного времени и тест оборвался потому, что один из секторов не читается.

v21_Pic04

Давайте посмотрим S.M.A.R.T. этого диска. Toolbox → View S.M.A.R.T.

v21_Pic05

Видно, что тут переназначенные сектора, ожидающие переназначение сектора, в общем, поверхность у этого диска плохо читается.

v21_Pic06

Давайте попробуем его записать. Чтобы прописать этот диск, вначале нужно удалить на нем разделы. Для этого зайдем в управление компьютером. Выбираем «Запоминающее устройство → Управление дисками». И видим два наших диска: (D:) и (F:).

v21_Pic07

Соответственно, на каждом из низ нужно щелкнуть правой клавишей мыши и в выпадающем меню нажать «Удалить том → Да».

v21_Pic08

И удаляем расширенный раздел.

v21_Pic09

Теперь диск у нас не распределен и Windows дает возможность его записывать. Закрываем управление компьютером, идем в R.tester и разблокируем запись: Options → Unlock WRITE operations (EXPERT).

v21_Pic10

Затем снова идем в Toolbox → CERT Tool Lite. Теперь нам нужно загрузить скрипт. Нажимаем на кнопку «Load Script». В папке R.taster/CERT/DefectScan/WRITE есть скрипты, которые производят запись диска.

v21_Pic11

Открываем скрипт и попробуем прописать этот диск нажав на кнопку «START».

Диск начинает записываться и на экране отображается диаграмма записи.

Тут хотелось бы пояснить.

При такой, как у нас картине, когда приличная часть поверхности у диска читается, но не вся, по-причине того, что диск уронили или ударили, запись на него только ухудшит ситуацию с чтением. Это связано с тем, что запись у диска производится как бы вслепую. Головка примерно прицеливается в то место, где нужно произвести запись и записывает в тот момент, когда читать диск не может. У него элемент чтения просто заглушен мощностью сигнала записи и диск не может читать и писать одновременно. При этом когда с механикой все идеально, запись у нас попадает туда куда положено, то есть промахов записи у диска нету. Из-за того, что диск не может определить правильно у него работает механика или нет, он продолжает записывать, но запись попадает не в те места, куда она должна попадать, а на соседние треки или на какую-то служебную информацию диска. В результате, после записи те места, которые диск раньше читал, больше не читаются. Получается, что у него бэд блоки как-бы расползаются.

Одна из рекомендаций проверки диска перед тем как его использовать — просто записать ему всю поверхность. Если купили диск и интересно посмотреть будет он работать нормально или нет, его поверхность, перед разметкой разделов, желательно полностью записать, а потом прочитать. Зачем? Потому, что если в процессе транспортировки диска или хранения на складе его ударили и каким-то образом повредили механику или же есть заводской брак по механике, то после полной записи эта проблема проявится. В случае, если такой диск разбить на разделы и полностью не записывать, то сбойные сектора сразу себя не проявят. Ведь в современных терабайтных и более дисках до проблемных мест можно писать год и два и в процессе эксплуатации, долго не наступать на те места, где он плохо записывается. Но когда он туда дойдет, соответственно, появятся сбойные сектора и операционная система начнет работать с этими местами с ошибками. Может не запускаться при включении, может быть значительное количество проблем у диска. В основном, их можно избежать тем, что после покупки прописать, а потом прочитать всю поверхность диска.

S.M.A.R.T. в этом случае ничего не даст потому, что диск сам себя не записывает когда он просто стоит на месте. Если мы посмотрим S.M.A.R.T. ударенного диска, то он обычный. А вот в случае записи и чтения, уже S.M.A.R.T. будет проблемный.

Что касается процесса записи на нашего испытуемого — видно, что запись идет крайне медленно, диск пишется с трудом, но при этом по чуть-чуть двигается. Возможно, что сейчас диск скрывает дефекты. Дело все в том, что система скрытия дефектов в G-List на диске устроена следующим образом: когда диск обнаруживает дефектный сектор, он его помечает как «кандидат дефект», то есть как дефект, который нужно будет скрыть при следующей записи в этот сектор. Поэтому, когда мы прописываем диск, то все кандидат-дефекты у нас на этом диске превратятся в замещенные сектора, то есть сектора, которые будут подменены из резерва. Скрытие дефектов в G-List это как раз таки подмена из резерва. На заводе дефекты пропускаются (перепрыгиваются), но в процессе эксплуатации мы не можем создать такую систему трансляции, которая будет перепрыгивать дефекты, потому, что у нас последовательность секторов будет меняться. На старых дисках резервы, обычно, в конце диска. И когда такой диск доходил до мест где у него переназначенные сектора он начинал трещать.

На современных дисках резерв распределен по всей поверхности, то есть между какими-то регионами где хранятся пользовательские данные расположены несколько треков с резервными секторами для G-List. При этом, все равно там где диск имеет переназначенные сектора будет перемещение головки в резерв, но они будут не так далеки и поэтому можно даже их не услышать.

v21_Pic12

Хотелось бы немного подробнее рассказать про результаты записи нашего подопытного диска. Почему диск пишется так медленно? По вертикальной оси показана скорость работы и видно очень много мест, где диск прямо тормозит. Еще снизу появляются ошибки, что запись идет медленно. При этом есть участки, где диск пишется с нормальной скоростью. Иногда есть выбросы вверх, связанные с тем, что Windows это не система реального времени и измерение скорости в некоторых случаях получается не верное. Оно может быть как медленно, так и ускоряться. И здесь наблюдаются некоторые ситуации ускорения. На эти погрешности обращать внимание не нужно, они обычно в виде тычков. Здесь нельзя сказать, что скорость измеряется совсем неправильно.

Такая картина обычно бывает из-за того, что у современных дисков головки паркуются за дисками на специальной рампе. Головки выводятся с дисков и при раскручивании двигателя заводятся обратно. Иногда бывает ситуация, что головки не совсем корректно заходят или сходят с этой рампы и, фактически, цепляют диск.

Происходит это примерно так: головка вышла, где-то зацепила диск, отскочила от него и конкретно плюхнулась. И дальше уже может попрыгать в одну или другую сторону. Там, где головка цепляет образуются царапинки. Естественно, эти царапинки пишутся очень медленно потому, что на них диск не может определить позицию куда записывать. И он пытается ее многократно определить, при этом ошибок записи не выдает потому, что если бы выдавалась ошибка, то тест бы завершался. А так, ошибки записи не выдаются, но запись происходит очень медленно.

Я предполагаю, что конкретно с этим диском случилось именно это. Некорректный заход-выход с рампы. Хотя, в случаях, когда головки парковались в центре диска, на самих поверхностях, тоже были проблемы, но сложно сказать реже или чаще. Особенность в том, что в центре диска накапливается утекшая из подшипника смазка, она практически всегда оттуда испаряется и густеет. Со временем, на эту загустевающую смазку головка просто прилипает и ее отрывает. Так что проблемы были и так и так. Мы можем восстановить данные с такого диска, у которого головка просто царапнула и какое-то количество данных пропилила. В случае, когда головка прилипла и ее оторвало, обычно, спилена вся поверхность и уже ничего не сделаешь. Данные из пыли собрать не получится. Сейчас тест завершится и мы посмотрим будет ли этот диск читаться. Исчезнут ли у него ошибки чтения. Я думаю, что нет.

После завершения процесса записи, посмотрим что поменялось в S.M.A.R.T.

v21_Pic13

Видно, что все как было, так и осталось. Теперь попробуем провести тест чтения этого диска. Загружаем программу по-умолчанию и нажимаем «START».

v21_Pic14

Тест чтения у нас не оборвался, как в начале, но завершился с ошибкой и это понятно… Диск с такими существенными повреждениями вряд ли получится починить просто записью. Далее мы посмотрим диск с меньшими повреждениями.

Видео версия:

Поделиться ссылкой на пост в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *